Пташук Міхаіл

%d0%bf%d1%82%d0%b0%d1%88%d1%86%d1%83%d0%ba1

З кнігі "Лёсы"

Вместо предисловия

Сразу же оговорюсь, что в предлагаемом вашему вниманию материале не будет ни одного слова о текущей политике. И вот почему: Михаил Николаевич Пташук — личность далеко не однозначная, поэтому попытки любой стороны наклеить ему ярлык «наш» выглядят по меньшей мере странно.

Мне вспомнился случай, когда один известный оппозиционер, зная, что я слышу его слова, негативно высказался о Пташуке. Я предложил ему посмотреть фильм «В августе 44-го». Через некоторое время он позвонил и сказал, что «Пташук умеет снимать».

К слову: несбывшейся мечтой Пташука был фильм о князе Витовте, сценарий к которому написал Алексей Дударев. Он ходил с этой идеей к тогдашнему главе президентской администрации Л.Синицыну, заручился поддержкой министерства культуры Польши, но сделать картину так и не удалось.

Первый блин не комом

Эти заметки не носят характер биографических. Просто о некоторых моментах хочется рассказать подробно — возможно, станет понятней, кем был Михаил Пташук.

Хорошо известно, что его первым фильмом была картина «Про Витю, про Машу и морскую пехоту», и сразу же оглушительный успех — Гран-при на фестивале детских и юношеских фильмов в Югославии. Кстати, с престижных кинофестивалей Пташук привёз практически столько же призов, сколько все режиссёры «Беларусьфильма» вместе взятые.

Любопытно, что он был уже состоявшимся театральным режиссёром, и его желание снимать кино можно сравнить с чем-то вроде «выстрела в голову». Представьте: зрелый женатый мужчина бросает всё и едет поступать в Москву на двухгодичные Высшие курсы сценаристов и режиссёров при Госкино СССР, куда конкурс был около 60 человек на место.

Фильм «Про Витю, про Машу и морскую пехоту» был дипломной работой. Когда съёмкам исполнилось 25 лет, я записал разговор с Михаилом Николаевичем на кассету и потерял её. Нашлась она через год после трагической гибели мэтра, так что многие факты, изложенные здесь, рассказаны самим Пташуком.

Картина была полнометражной, что очень важно, так как практически не было случаев, чтобы студентам в качестве дипломной работы разрешали снимать настоящее кино. Художественным руководителем Пташук (простой деревенский парень) пригласил знаменитого Георгия Данелия. Фильм снимался на Одесской киностудии, которая уже тогда считалась одной из самых лучших — была этаким очагом вольнодумства. К слову: тогда в Одессе работал и Станислав Говорухин, Пташук гулял на его свадьбе. Картина стала не только дебютом режиссёра. Одну из главных ролей должен был играть Владимир Высоцкий, но он не смог, т.к. Театр на Таганке уезжал на гастроли, и пришлось срочно искать замену. Роль исполнил студент ГИТИСа Александр Абдулов. Кроме Высоцкого должен был сниматься и другой знаменитый актёр названного театра — Валерий Золотухин. Но пришлось заменить и главного героя. Так в картине появился Сергей Светлицкий.

То, что снял Пташук, Данелия не совсем понравилось. Потрачены государственные деньги, что делать? Пташук снимает заново. Когда мэтры посмотрели отснятый и смонтированный студентом режиссёрских курсов материал, они вынесли вердикт «хорошо», но Пташук считал, что нужно ещё что-то доделать.

Директор студии приказом запретил Пташуку появляться в монтажной, однако это не помогло. В выходные молодой режиссёр проник в монтажную и всё сделал по-своему.

Дружескую критику Данелия решили обмыть. Для подобных сборов обычно использовалась квартира Говорухина. Ночью кто-то предложил съездить к морю, искупаться. В одну легковую машину, и даже в две, толпа не помещалась, и тогда остановили какой-то автобус. Заплатить нужно было всего несколько рублей, но Данелия отдал 100 (по тем временам большие деньги) и попросил совершенно незнакомого водителя привезти днём сдачу. Естественно, такая неосмотрительность вызвала массу вопросов, и тогда Данелия сказал, что людям нужно доверять, иначе никто не будет доверять «киношникам». Спустя несколько часов водитель привёз сдачу.

Момент истины

«Киношники» всегда называли белорусскую киностудию «Партизанфильмом». В этом есть большая доля правды, так как очень много фильмов про Великую Отечественную войну и партизанское движение было снято именно ею, что весьма просто объясняется, если вспомнить историю. К тому же многие картины персонально курировал бывший партизан, первый секретарь ЦК компартии республики Пётр Миронович Машеров. Для некоторых фильмов он лично вместе с режиссёрами облетал на вертолёте территорию республики и искал натуру.

Фильмы про войну снимал и пришедший на студию Пташук. И если «Время выбрало нас» можно отнести к разряду проходных картин в смысле идеологических ориентиров того времени, то многие другие работы явно шли вразрез с общепринятыми взглядами на войну. Достаточно вспомнить «Знак беды» по Быкову или «Возьму твою боль» по Шамякину.

Коллеги подтрунивали над Михаилом Николаевичем: дескать, скоро в белорусских деревнях не останется домов, так как все спалит Пташук. Это, конечно же, было шуткой, но имело под собой основания. Действительно, в двух картинах Пташука горели дома. Делалось это обычно так: директор картины за небольшие деньги покупал заброшенный дом в деревне, а режиссёр поджигал его во время съёмки.

Последние фильмы Пташука «В августе 44-го» и «Песня Розы» тоже о войне. Кстати, «Нику» «дальнобойщик» Владислав Галкин получил именно за хорошее исполнение роли офицера «Смерша» в картине «В августе 44-го». Хотя многим казалось, что самые лучшие роли участников войны уже сыграны…

«Нетипичный» режиссёр

«Нетипичным» называл себя сам Пташук — в смысле количества браков. В отличие от многих коллег Михаил Николаевич был женат только один раз. Его музой стала астраханская (там он был на практике в театре) красавица Лиля. Любопытно, но ведущий белорусский режиссёр нашёл свою избранницу именно в России.

Интересный случай поведала сама Лилия Михайловна. Пташук не очень часто рассказывал про свою малую родину, поэтому у неё сложилось впечатление, что речь идет о крупном населённом пункте. Пришло время показать жене, где Пташук «скурил свой первый букварь». Доехали до Барановичей. Лилия Михайловна начала спрашивать, где можно поймать такси. Выяснилось, что сделать это весьма проблематично, а до родной Мишиной деревни Федюки больше десятка километров.

О любви людей творческих к алкоголю сказано очень много, и добавить тут что-либо трудно. Хочу только отметить, что Пташук не был пьяницей, но не был и трезвенником. Есть такая категория людей, которые часто бывают «под мухой», но никогда никто их не видел пьяными. Вот он был из таких.

Нужно сказать, что Пташук не снимал, будучи в подпитии. Работал только абсолютно трезвым. Было у него и ещё одно правило — не пить с артистами, которые снимаются в его картинах. Исключение делалось лишь для немногих — для тех, кто был близок по возрасту и по духу (например, известный российский актёр Александр Филиппенко).

И самое важное: Пташук часто сам искал деньги для своих картин и находил их. То есть не ждал манны небесной, а сам крутился как мог, что и вызывало разного рода сплетни. Он не был бедным человеком, но и олигархом Михаила Николаевича не назовёшь. Он искал деньги для фильмов, а не для себя. И то, что одной из причин его гибели называют приглашение в Голливуд, представляется мне неумной шуткой.

Именно поискам финансовой поддержки были посвящены почти все его поездки в Россию. Таким образом в «В августе 44-го» появился Владимир Семаго. Кстати, и фильм «Авианосец», который он так и не успел снять, тоже должен был сниматься при непосредственной финансовой поддержке со стороны России. Причём государственной. Съёмки должны были начаться в Североморске, куда Пташук собирался съездить.

Все мы под Богом ходим

Нельзя сказать, что Михаил Николаевич был религиозным фанатом. Он просто искренне верил в Бога, возможно, даже стал бы священником, как его дед, но судьба распорядилась иначе.

Очень любопытный в этом плане момент: когда венчались Мишины родители, в руках невесты погасла свеча. Через несколько лет трагически погиб отец Пташука.

Дочь Михаила Николаевича Лика тайком от отца поступила «на артистку», снялась во многих фильмах, но от дальнейшей карьеры актрисы добровольно отказалась. Её муж — православный священник (негоже матушке быть актрисой).

С дочкой связана ещё одна история, рассказанная самим Пташуком. Лика тогда училась в школе. Однажды Михаил Николаевич незаметно вытащил из портфеля все учебники и положил туда котёнка. Подмена обнаружилась лишь в классе. Я спросил: «Зачем?». Он ответил: «Ради прикола».

Когда Михаил Николаевич устанавливал памятник на могиле матери, мне довелось побывать в доме священника местной православной церкви отца Александра. Поразило не только то, что священник был назначен ещё до  войны (1940), но и иконы на стенах: лики святых «состояли» из слов Священного писания.

А по поводу матери режиссёра отдельная история. Когда-то она была лучшей звеньевой в районе, депутатом Верховного Совета БССР. Она уже была на пенсии, когда тяжело заболела. Врачи поставили страшный диагноз — рак желудка, сделали операцию. Почти 20 лет сын буквально кормил мать с ложечки.

Кстати, тяжело болел и сам Пташук. Во время съёмок фильма «Возьму твою боль», так много значащего в творческой судьбе Владимира Гостюхина, он побывал в холодной воде, простудился. У Пташука обнаружили очень серьёзное заболевание почек. Вылечился он с помощью настоев трав и соков.

О звёздности и не только

Михаила Николаевича часто упрекали в «звёздности». Говорили, что в его картинах снимаются звёзды типа Михаила Ульянова, Алексея Петренко, Виктора Павлова и т.д. Дескать, Пташук мало снимает доморощенных звёзд. Это является правдой лишь отчасти. Популярный белорусский актёр Геннадий Гарбук на сей счёт может высказаться более предметно. Кстати, он стал обладателем «Оскара Би-Би-Си» за лучшую мужскую роль в фильме «Знак беды».

Поспорить по поводу «звёздности» может и Юля Высоцкая, жена режиссёра Кончаловского. Когда-то именно она снималась (вместе с Игорем Костолевским, Любовью Полищук, Александром Филиппенко) в картине “Игра воображения”. В этом фильме главную роль исполнила израильская звезда Ирина Селезнёва, а ее тогдашний муж Максим Леонидов (экс-солист группы “Секрет”) написал песню к картине. Я спросил Леонидова о Пташуке, и он ответил максимально точно: “Большой, рыжий и очень талантливый”. А когда я спросил у популярной российской актрисы Любови Полищук, почему для съёмок она выбрала именно Беларусь, то она лишь удивлённо ответила: “Это же Пташук!”.

Может, в фильмах Пташука было так много звёзд потому, что сам он был звездой? Дело не только в громких именах. Пташука всегда поражало, как к происходящему относятся обычные люди.

С жаром он рассказывал автору этих строк один случай. В Гродно снимали эпизод фильма “Кооператив “Политбюро”. На сцену местного театра выходил И.В.Сталин, точнее, актёр Алексей Петренко. По сценарию зал приветствовал его аплодисментами. Статистами в этом эпизоде Пташук предложил быть гродненским ветеранам. Они аплодировали 20 минут, хотя знали, что Сталин “ненастоящий”. Настоящими были лишь погоны Иосифа Виссарионовича: два комплекта из 120 директор картины купила в одном московском музее.

Михаила Николаевича всегда интересовали стереотипы человеческого мышления. Именно в его картине звезда первой величины российского кинематографа Михаил Ульянов (всем известный маршал Жуков) неожиданно для многих сыграл роль начальника сталинского лагеря. Кстати, консультировал его подлинный начальник лагеря в прошлом.

Последние кадры

После первого успеха многое представлялось очень простым. К сожалению, жизнь оказалась сложнее. Режиссёр это понял после возвращения в Минск.

Второй его фильм, «Лесные качели» тоже был детским, но большой славы не принёс. Третьей вышла картина «Время выбрало нас».

Он снимал для души. Неприятностей хватало. Даже на ковёр к Лигачёву вызывали в Москву — за искажение в фильме «Знак беды» колхозной действительности и «поклёп» на колхозный строй. Картину спас М.С.Горбачёв, который посмотрел её на даче в Форосе и сказал, что это образец нового мышления.

В Москве Пташук всегда останавливался у Алексея Петренко и рассказывал много интересного о нём. По словам Михаила Николаевича, Петренко всегда носил с собой томик Т.Шевченко. По всей квартире у него — выкованные украшения (Петренко — потомок украинского кузнеца). Украшает свою квартиру, но на Украину не ездит. Боится, что не вернётся.

…За несколько дней до роковой поездки на «Нику» Пташук позвонил мне домой. Меня не было. Он рассказал жене о предстоящей поездке в Мексику, был полон творческих планов.

26 апреля 2002 года его не стало.

Короткое послесловие

Хочется подчеркнуть, что я не являюсь кинокритиком и не посягаю на их хлеб. Я не ставлю задачи сделать Пташука “белым и пушистым”. Мои заметки — лишь скромная попытка рассказать о человеке, которого я хорошо знал.

%d0%bf%d1%82%d0%b0%d1%88%d1%83%d0%ba2 %d0%bf%d1%82%d0%b0%d1%88%d1%83%d0%ba3 %d0%bf%d1%82%d0%b0%d1%88%d1%83%d0%ba4